Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Валуйская средняя общеобразовательная школа №4"

Белгородской области

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Введите ваш запрос для начала поиска.

Версия для слабовидящих

Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных направлений и принципов целью  воспитательной системы «Школа  содружества» является: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе национальных традиций и культуры.

Для реализации данной цели мы определили следующие задачи:

  1. Создание условий для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя.
  2. Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России.
  3. Содействие активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.
  4. Создание условий для сохранения здоровья учащихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
  5. Оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации.
  6. Содействие развитию творческих задатков и способностей детей.
  7. Организация продуктивного воспитательного взаимодействия и сотрудничества всех структур школы и ее социальных партнеров.

 

Принципы функционирования воспитательной системы

 

1.Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка на лучших примерах русской истории, культуры, взаимодействия с семьей, обществом, природой. Приобщение  к ценностям мировой культуры и истории.

2.Принцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и учащихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.

3.Принцип дифференциации. Отбор содержания, форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.

4.Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа для раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития. Он открывает новые возможности, «новую зону ближайшего развития» Л.С. Выготский.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и опоры на их субъектный опыт. В соответствии с целями и задачами функционирования воспитательной системы нами определен механизм ее функционирования, которым является совместно-разделенная деятельность детей и взрослых.

Начальная школа

Ведущая деятельность – учебно-познавательная. И взрослые и дети взаимодействуют реализуя учебные, а так же авторские программы.

Основная школа

Ведущая деятельность – коллективно-творческая деятельность, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремление к самореализации. Участие в разнообразных общественных акциях, десантах, субботниках; традиционных, народных, спортивных праздниках являются одним из ведущих способов воспитания и самовоспитания личности в школе.

Полная средняя школа

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность личностной и общественно-значимой направленности. Старшеклассники имеют возможность реализовать свои потребности на уровне класса, школы, внешкольных общественно-значимых акций.

 Механизмы функционирования системы

Воспитательная  система   школы   предполагает следующие функции:

развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие  духовно – нравственной личности, способной к самовыражению, самореализации;

интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения личности, развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

 

Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:

  • - признание идеи целостного развития личности ребенка как главной

ценности воспитательной системы; актуализация потребности в самореализации;  совершенствование УВП, ориентировка на учет  закономерностей развития ребенка, на его участие в разных видах деятельности как активного субъекта, заинтересованного в самоизменении, в саморазвитии, самосовершенствовании;

  • - разработка и совершенствование педагогических технологий школьного образования;
  • - развитие имиджа школы;
  • - модернизация системы управления и самоуправления.

Основу функционирования и развития воспитательной системы со­ставляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленные на освоение, усвоение и переживание учащимися общечеловеческих ценностей.

Таким образом, реализация воспитательных целей и задач школы    осуществляется через:

- учебную деятельность;

- систему кружков и секций;

-  реализацию воспитательной программы по направлениям:

Военно-патриотическое
Духовно-нравственное
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Туристско-краеведческое
Трудовое

-  работу школьного музея;

- формирование и укрепление школьных традиций;

- функционирование органов ученического самоуправления;

- функционирование социокультурного центра;

- интеграцию учебной и внеклассной деятельности.

В организации педагогического процесса важным является интеграция учебной и внеклассной деятельности школьников. Учебный процесс, через который осуществляется основное образование, предоставляет детям возможность овладеть знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения. Внеклассная деятельность, основанная на добровольном участии в ней детей сообразно их интересам, призвана создать условия для развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их  потребностей в общении, предоставления им возможностей для  самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания.

Опыт работы показал, что успешное решение проблемы интеграции  учебной и внеклассной деятельности способствует тому, что между учениками и учителями складываются отношения взаимной заинтересованности в достижении успеха, создаются более благоприятные условия для самореализации личности и ученика, и учителя.

 Управление воспитательной системой

 

Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала, правил внутреннего трудового распорядка. Управленческая деятельность имеет следующие направления:

Работа с педагогическими кадрами

- Организация работы классных руководителей;

- Обмен опытом работы;

- Открытые воспитательные мероприятия;

-Педагогические советы;

- Координация работы предметных М.О.

Работа с ученическим коллективом

- Организация работы школьных органов самоуправления;

- Организация К.Т.Д.

-Индивидуальная работа с учащимися

Сотрудничество и координация деятельности с родителями

Внешние связи

Исследовательская работа.

 

 Мы считаем, что управление должно создать условия для возникновения  позитивной мотивационной среды.

 

    Нормативно – правовая база школы включает в себя

 

  • - Устав школы;
  • - Положение о педагогическом совете;
  • - Положение о МО классных руководителей;
  • - Положение о МО учителей – предметников;
  • - Положение об Управляющем совете;
  • - Положение о Совете старшеклассников;
  • - Штатное расписание;
  • - Должностные обязанности администрации, учителей, обслуживающего персонала;
  • - Правила внутреннего трудового распорядка.

 

Основные направления развития воспитания

 

  1. Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин: включение в традиционные предметы материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.
  2. Ориентация детей на вечные ценности: Человек, Отечество, Семья, Культура, Здоровье, Мир, Земля, Труд. Они образуют основу воспитания личности.
  3. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
  4. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций, сохранение фольклорных традиций малой Родины.
  5. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, создание условий, в которых у детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности – рисование, пение, танец, прикладное творчество, музыка и др.
  6. Развитие кружковой и досуговой деятельности – особой сферы жизни учащихся.
  7. Воспитание детей в духе свободы и личного достоинства. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления.
  8. Укрепление сотрудничества детей и взрослых с целью передачи новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
  9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.

 

Содержание воспитательного процесса

 

Отбор содержания воспитания осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые определяют качества личности, заложенные в  модель выпускника школы.

Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы, мы создали модель выпускника школы, как прогнозируемый результат функционирования и развития данной системы.

        Выпускник школы  содружества – это личность

-         любящая свою родину;

-         ответственная;

-         здоровая;

-         способная осуществлять выбор;

-         самостоятельная,

-         творческая,

-         живущая интересами Родины.

 Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. В связи с этим предполагается, что выпускник бережно относится к истории и культуре своего народа, готов к защите своей Родины и к созидательной деятельности. Выпускник школы - личность самостоятельная и ответственная, т.е., готова к постановке целей, самостоятельному отбору содержания, методов и форм ее осуществления, оценке и анализу полученных результатов, ясно осознающая всю меру своей ответственности. Готовность выпускника к осуществлению своего выбора характеризуется хорошо сформированными аналитико-синтетическими умениями, проявляющиеся в любой ситуации и принятием продуктивного решения. Здоровье личности выпускника рассматривается  во всех аспектах: физическом, психическом, психологическом, социальном. Важным компонентом является его готовность к осуществлению здорового образа жизни. Основными признаками творческой личности мы считаем способность к восприятию нового и необычного, конструктивную активность, независимость мнений и оценок, синергию, т.е., соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое – полезное и функционирующее.

Мы считаем, что образовательный процесс представляет собой целостное единство обучения, воспитания и развития личности.

 

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы школы содружества

Критерии   

 эффективности

Показатели эффективности

 

Методики изучения

1. Целенаправленность деятельности образовательного учреждения по

 воспитанию      

подрастающего поколения в рамках городской школы как социокультурного цетра.

1.Ориентация на ценности: отечество, 

человек, здоровье,  истина, знание,

толерантность, семья, культура.

2.Степень соотношения реального

результата  воспитания поставленным целям.

3.Интеграция взаимодействия со

всеми субъектами жизнедеятельности

(школа, семья, учреждения

дополнительного образования

и культуры и др.).

1. Анкета выпускника.

2. Анкеты для родителей

3. Анкеты для учащихся средних и старших классов.

2. Содержание воспитания учащихся в  образовательном учреждении гордская школа как социокультурный центр

1 .Соответствие содержания

деятельности по  воспитанию

поставленной цели.

2 .Принятие педагогами, учащимися

и родителями ценностей, норм и

традиций образовательного учреждения.

3.Программно-методическое обеспечение поставленной цели, анализ соответствия концепций, программ, планов воспитания образовательного учреждения поставленной цели, Образу выпускника.

4.Системность и преемственность в

 подготовке и проведении

общешкольных дел различной направленности направленности.

1. Методика

   статистического

    анализа.

2.Педагогические  

    наблюдения.

3. Социометрический

    эксперимент.

4. Проблемно –

   ориентированный

   анализ результатов

   деятельности

  воспитания.

3 Организационно-деятельностный критерий.

1. Предметный уровень организации взаимодействия (мероприятийный, формотворческий и т.д.).

2.Духовно-ценностный уровень (уровень отношений в коллективе, нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности образовательного учреждения).

3. Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя. Базовые ценности для педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств

воспитательной работы ценностям).

4. Научно-методическое

сопровождение

 воспитательного процесса.

  1. Методика выявления   

коммуникативных

    склонностей учащихся.

2.Педагогические

    наблюдения.

3. Методы

   экспертных оценок и

   самооценок

   педагогов.

4.Оценочно-результативный критерий.

1. Уровень воспитанности учащихся

(система отношений к окружающему

 миру: семье, Отечеству, культуре,

знаниям; отношение к другим людям

и себе).

2. Динамичность, целостность,

результативность системы,

управляемость процессами,

влияющими на духовно-нравственное

и гражданско - патриотическое становление участников

образовательного процесса.

3.Наличие системы контроля за

 ходом реализации программы

гражданско – патриотического становления личности.

 4.Удовлетворённость учащихся,

 педагогов и родителей

жизнедеятельностью в школе.

1. Методика

    определения уровня

    воспитанности

    учащихся.

2. Тест Н.Е.Щурковой

    «Размышляем о

     жизненном опыте».

3. Проблемно –

     ориентированный

     анализ воспитательной

     системы и её

      компонентов.

4. Методики Степанова

    Е.Н. «Изучение

     удовлетворенности

     родителей работой

     образовательного

      учреждения»,

     «Изучение

     удовлетворенности

     педагогов

     жизнедеятельностью

     в ОУ

5. Аналитико-рефлексивный критерий.

1 .Диагностика      и      мониторинг   

  процесса воспитания,

 становления личности.

 2.Уровень владение рефлексивными

 методиками.

 3.Коррекция   деятельности   и  

прогнозирование результатов    

 деятельности.

  1. Методика

статистического

анализа.

  1. Методика

незаконченного

предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Критерии, показатели эффективности функционирования воспитательной системы.

  

Критерий эффективности функционирования

Показатели эффективности функционирования

Культура школы содружества

Социально-психологический климат школы

Конкурентоспособность школы

Удовлетворенность учителей и родителей

организацией и результатами функционирования воспитательной системы

Связи школы с социальными партнерами

Культура личности ученика

Интеллектуальное развитие

Физическое развитие

Нравственное развитие

Эстетическое развитие

Уровень развития коммуникативных умений

Критерий управление воспитательной системой

Уровень материально-технической базы

Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Управление кадровым обеспечением

Управление школьным коллективом

Управление взаимодействием с родителями

Управление взаимодействием с социальными партнерами